Модные журналы с момента своего появления и до сегодняшних дней передают эталоны женской красоты и основные черты стиля эпохи. За счет того, что издания этого типа являются основными трансляторами модных тенденций, со временем они становятся частью истории костюма. Внешний вид и содержание изданий о моде за счет технического прогресса и специфики каждого исторического периода неоднократно изменялись с течением времени.
I век до нашей эры
Древнеримские глиняные куклы
Первые прототипы модных журналов появились в Древнем Риме. Глиняные куклы высотой около 25 см раскрашивались в соответствии с римской модой и пересылались в провинцию с целью информирования населения о новых веяниях в пошиве костюма.
XVI век
Испанские книги
В конце XVI века в Испании стали издавать книги-рекомендации для женщин и мужчин, следящих за модой. Издания разъясняли принципы создания модного туалета, содержали иллюстрации и руководства по шитью. Проблема испанских книг о моде состояла в долгом периоде их выпуска. Из-за этого такие руководства демонстрировали модные тенденции со значительным запозданием.
XVII век
Французские Пандоры
В начале 1640-х годов во Франции появились восковые куклы Пандоры, которые стали третьей попыткой целенаправленного распространения моды. На них надевали модные туалеты и выставляли в витрине парижского магазина на Сен-Оноре. На большой Пандоре, размер которой составлял половину человеческого роста, демонстрировали парадные платья. Маленькую Пандору высотой в четверть роста человека наряжали в утренний наряд. После демонстрации в Париже, кукол отправляли в другие европейские столицы.
В зоне транспортировки восковых Пандор генералы приостанавливали военные действия. Куклы использовались для демонстрации моды до 1860-х годов, после чего их заменили манекенами. В то время в Европе уже были распространены модные журналы. В настоящее время Пандоры хранятся в Париже в Музее моды Гальера, в Сергиевом Посаде в Музее игрушки и др.
Французская светская хроника
В 1679 году в Лионе стал издаваться маленький литературно-критический журнал Mercure galant dedie a Monseigneur Le Dauphin. Привилегию на его издание король Людовик XIV лично выдал издателю Жану Донно де Визе (Jean Donneau De Vize), который передал права Томасу Амольри, жившему в Лионе. Журнал занимал восьмую часть листа. Mercure galant имел раздел светской хроники, где публиковались литературные новинки, заметки о событиях в высшем обществе, а также модные обзоры с картинками.
Первый номер журнала открывался описанием свадьбы короля Испании Карла II и принцессы Марии-Луизы Орлеанской. К статье прилагалась гравюра Трувена, где был подробно изображен наряд новобрачной. Со следующего года в приложении к журналу стали печатать иллюстрации, посвященные парижской моде.
В Mercure galant работали Абрахам Босс (Abraham Bosse), Пьер Боннар (Pierre Bonnard) и другие французские художники. Полностью номера Mercure galant не сохранились, поэтому нельзя с точностью сказать, до какого времени издавался первый прямой предок модных журналов.
XVIII век
Первые журналы о моде
Во второй половине XVIII века появились первые специализированные журналы, полностью посвященные моде.
В 1776 году появился парижский Galerie des modes et costumes francais («Галерея мод и французские костюмы»). В 1785 году вышел французский Cabinet des modes ou les modes nouvelles («Управление образами и последними модами»), в 1779 — немецкий Bertuch’sche Journal des Luxus und der Moden («Журнал роскоши и моды»), в 1786 – итальянский Journal des dames et des modes en France («Женский журнал и моды Франции»), в 1794 году — английский Gallery of Fashion («Галерея моды») Эккермана, в 1797 – французский Journal des Dames et des Modes («Женский журнал мод») и др.
Изначально журналы представляли собой отдельные крупные гравюры, раскрашенные акварелью вручную, которые сопровождались описанием каждой модной детали.
Считается, что женская журналистика возникла на страницах миланского Journal des dames et des modes en France. В тот же период произошла демократизация моды, которая отныне стала доступна всем слоям населения.
XIX век
Женский глянец
К середине XIX века женские журналы о моде получили широкое распространение, благодаря увеличению количества индивидуальных швейных машин, а также прогресса в печатном деле, который позволил уменьшить цену на издания. Ко второй половине столетия в журналах стали печатать подробные описания представленных моделей: руководства по пошиву одежды, изготовлению аксессуаров и пр. В конце XIX века модные издания начали сотрудничество с известными кутюрье: например, модели от Чарльза Фредерика Ворта (Charles Frederick Worth) появлялись во французском журнале Le Paravent Rouge.
La Mode. С 1829 года во Франции начал издаваться журнал La Mode Эмилии де Джирарди. Вся информация в нем подавалась в специфическом общественно-философском стиле. В журнале был литературный раздел, где в числе прочих писателей публиковали молодого Оноре де Бальзака. Изображения для издания создавал знаменитый французский художник Поль Гаварни.
Органическое жидкое мыло https://www.wildberries.ru/catalog/krasota/organicheskaya-kosmetika/zhidkoe-mylo» на WildBerries!
Godey’s Lady’s Book. Первое женское издание в его современном понимании вышло в Филадельфии в 1830 году и называлось Godey’s Lady’s Book. В журнале публиковались стихи и рассказы сентиментально-поучительного содержания, цветные модные гравюры, выкройки и схемы для вязания, советы по обустройству интерьера и выращиванию цветов, ноты известных песен и пр. Журнал первым напечатал рассказы молодого Эдгара По.
Godey’s Lady’s Book стало самым популярным изданием в Америке. Главной причиной востребованности выпусков были раскрашенные вручную приложения с иллюстрациями модной одежды. По номерам Godey’s Lady’s Book в настоящее время изучают историю костюма той эпохи.
В 1840 году журнал первым из всех изданий напечатал на своих страницах 7 бумажных кукол, что положило начало целому модному направлению. Godey’s Lady’s Book издавался до 1878 года.
La Mode illustrée. В 1860 году появился один из самых известных французских модных журналов La Mode illustrée. По качеству выполненных в технике гравюры иллюстраций он превзошел все существующие европейские журналы. Журнал был популярен также за счет своей целевой аудитории – представителей среднего класса. La Mode illustrée стал первым изданием для всей семьи. В нем печатались женские романы, новостные заметки, литературные обзоры, статьи об искусстве, ребусы, а также схемы по рукоделию и цветные модные иллюстрации, в том числе посвященные детским нарядам.
Harper’s Bazaar. В ноябре 1867 года в США вышел первый номер журнала Harper’s Bazaar – старейшего из ныне существующих журналов о моде. В еженедельном издании для представительниц среднего и высшего класса публиковались образцы французской и немецкой моды. С 1901 года журнал выпускался один раз в месяц. Задачей издания стало представление моды как изысканного и утонченного мира. Чтобы добиться цели, к работе над журналом привлекались самые известные художники-иллюстраторы, а позднее и фотографы.
Ladies’ Home Journal. В 1883 году в США появился журнал Ladies’ Home Journal, который изначально был приложением к изданию Tribune and Farmer. В журнале печатались статьи о ведении домашнего хозяйства, воспитании детей, путешествиях, а также рассказы, игры и головоломки. Каждый номер содержал разделы, посвященные модным и косметическим новинкам. Ladies’ Home Journal до настоящего времени является одним из самых успешных американских журналов.
Le Petit Echo de la Mode. В 1880 году во Франции начал издаваться еженедельный журнал, название которого можно перевести как «Маленькое эхо моды». Мода была главной темой выпусков – в издании описывались тенденции кроя, цвета, ткани. Также издатель Шарль де Пенастер разработал несколько рубрик, которые пришлись по вкусу женщинам того времени: кулинарные рецепты, советы по воспитанию детей, уроки кройки и шитья, образцы любовных писем, музыкальные партитуры, игры, ребусы и пр.
В 1887 году в журнале появились приложения «роман-сериал», из которых можно было составить настоящую книгу. К 1900 году тираж издания достиг 300 000 экземпляров. Главный редактор, баронесса де Шесси, дополнила журнал уникальными рубриками: «Хроники гигиены», «Кухонные хроники», а также хроникой «Что хочет знать женщина», ставшей первой попыткой внедрения настроений феминизма в женскую журналистику.
К середине 1930-х годов в журнале появились фотографии. Во время немецкой оккупации издание стало выходить один раз в месяц и сократило объем до восьми страниц, но при этом не потеряло актуальности. После войны периодичность выхода номеров снова стала еженедельной. К 1950 году тираж издания вырос до 1,5 миллионов экземпляров, но позднее журнал начал терять популярность и в 1983 году закрылся.
Cosmopolitan. В 1886 году в Нью-Йорке вышел первый номер журнала для высшего общества Cosmopolitan. Изначально его целевой аудиторией были не только женщины: журнал под руководством Пауля Шлихта (Paul Schlicht) предназначался для всей семьи, в нем существовали даже детские странички. Женщинам предназначались отдельные статьи: советы по уходу за детьми и ведению домашнего хозяйства, кулинарные рецепты и рекомендации по оформлению интерьера, а также статьи о моде.
В 1888 году у журнала сменился владелец. Новый редактор стал использовать цветные иллюстрации, а также печатать рецензии на литературные новинки. В Cosmopolitan того времени публиковались произведения Теодора Драйзера, Редьярда Киплинга, Джека Лондона и др. До начала ХХ века содержание журнала сохраняло вторичный вариант. В 1905 году Cosmopolitan выкупил Вильям Рэндольф Херст (William Randolph Hearst). Он сделал журнал литературным: в издании стали публиковать рассказы Сомерсета Моэма, Эрнеста Хэмингуэя, Уильяма Фолкнера и др.
Когда на пост главного редактора пришел Чарльз Эдвард Рассел (Charles Edward Russell), журнал стал политическим. К 1960-м годам издание постепенно начало терять популярность. Возродила журнал Хелен Герли Браун (Helen Gurley Brown), которая пришла на пост главного редактора в 1965 году. Она сделала журнал более демократичным: сменила тон публикаций на более мягкий, поместила на страницы издания темы моды, карьеры, секса, взаимоотношений и пр. При ней журнал вышел на международный рынок и более уже не терял популярности.
McCalls’ Magazine. В 1873 году в США появился журнал The Queen. В 1897 году его переименовали в McCalls’ Magazine – The Queen of Fashion (позднее вторая часть названия была устранена). Изначально в издании было всего 12 страниц, но позднее содержание дополнилось статьями о здоровье, красоте, путешествиях. Журнал стал успешным благодаря выкройкам одежды, разработанным создателем журнала Джеймсом Маккола, которые печатались до его смерти в 1884 году.
В 1932 году появился особый формат издания «три в одном». Теперь журнал состоял из трех крупных разделов – «Новости и чтение», «Красота и стиль», «Домоводство». В таком формате издание выходило до 1950 года. С 1949 по 1962 год особенной чертой McCalls’ Magazine была колонка Элеоноры Рузвельт, где она отвечала на присланные в редакцию письма с вопросами. McCalls’ Magazine прекратил существование в 2002 году.
Vogue. В 1892 году в США вышел первый выпуск журнала Vogue. Изначально издание было еженедельным и состояло из 16 страниц размером в четвертую долю листа. Журнал был красиво оформлен и качественно отпечатан.
Vogue рассказывал о жизни светского общества, театральных постановках, музыкальных концертах, художественных выставках и литературных новинках, а также моде и стиле. В журнале печатались качественные иллюстрации, публиковались эскизы одежды, которые часто отражали новые модные веяния.
Когда в 1909 году Vogue приобрел издатель Конде Наст (Condé Nast), модная направленность издания была еще более усилена. В 1916 году появилась британская версия журнала, а в 1920-ом – французская.
К началу 1960-х годов у издания поменялась аудитория: отныне Vogue был ориентирован на работающих успешных женщин. Журнал стал первым изданием, которое опубликовало цветную фотографию на обложке, поместило снимки на развернутых страницах без белых полей по краям изображения. Также в Vogue впервые использовались постановочные съемки.
ХХ век
Женский глянец
Все больше журналов появлялось на рубеже XIX-XX веков. Были среди них и такие, которые не достигли успеха и общемировой известности (Gazette du Bon Ton, Le Trait parisien и Art Gout Beaute), однако и они внесли свой вклад в формирование модных тенденций того времени.
В 1913 году вышел первый номер журнала для модной публики Vanity Fair. Также появляются издания, предназначенные для домохозяек и рукодельниц: в 1919 году во Франции выходит Modes et Travaux («Мода и труд»), в 1923-ем — le Jardin des Modes («Модные сады»).
1920-е и 1950-е годы ХХ века – это так называемый «золотой век глянца». В эти периоды повышенными темпами шло развитие печатных технологий, благодаря которому улучшилось качество иллюстраций, снизилась стоимость каждого выпуска и сократилось время доставки изданий. Использовавшаяся в течение почти двух веков желтая шершавая бумага низкого качества была заменена на белую, а затем и на глянцевую. Журналы стали самым доступным и массовым типом СМИ. В «золотой век глянца» в США появились издания Time (1923) и New Yorker (1925), а также первый журнал для мужчин Esquire (1932).
L’Officiel de la couture. В 1921 году в Париже появился журнал L’Officiel de la couture, который стал старейшим из французских модных изданий, выпускаемых по сей день. В 1938 году журнал первым поместил на свои страницы цветные фотографии.
Marie-Claire. В 1937 году во Франции вышел еженедельный журнал Marie-Claire, посвященный не только моде: издание публиковало светские и культурные новости, читательскую почту, рецепты сохранения красоты и здоровья и пр. Журнал, освещавший разные стороны жизни женщины, имел значительный успех.
Elle. В 1945 году проявился французский журнал Elle. Основной темой издания стала мода. Первые номера журнала были раскуплены в рекордные сроки, а через несколько десятилетий он стал самым читаемым журналом в мире.
Burda moden. В 1950 году в Германии вышел журнал Burda Moden, предлагавший женщинам самостоятельно шить модные наряды по приложенным к изданию выкройкам. В послевоенное время подобная направленность стала революционной. Журнал приобрел международную славу за счет элегантности и практичности моделей одежды, а также благодаря высокой точности выкроек размером 1:1. Отличием от других изданий, предлагающих самостоятельный пошив одежды, стала именно модная ориентация Burda Moden: рабочий процесс начинался с посещения показов коллекций дизайнеров, где выбирались наиболее удачные модели, которые затем адаптировались под вкусы и возможности читательниц журнала.
Модная фотография
До ХХ века модные журналы были иллюстрированными. К 1887 году модернизация печатного оборудования позволила воспроизводить фотографии на страницах изданий.
С 90-х годов XIX века в журналах начали появляться первые фотографии. Но фотографы стали вытеснять иллюстраторов моды только в так называемую «золотую эру фотожурналистики» — с 1930-х годов.
Одним из самых знаменитых художников, изображавших моделей в модных нарядах, был Харрисон Фишер (Harrison Fisher), который работал в Cosmopolitan с 1886 до 1934 года. Он стал своеобразным прототипом современных модных фотографов: позировать для его работ мечтали тысячи женщин.
Иногда с журналами работали знаменитые художники того времени – например, Леон Бакст (Leon Bakst) выполнил обложку августовского номера Vogue 1920 года. Первую постановочную фотосессию опубликовал американский Vogue.
С 1913 года моделей снимал барон Адольф Мейер (Adolf Meyer). На его работах изображение было затуманенным в стиле импрессионизма.
Цветные фотографии впервые появились в Harper‘s Bazaar. С 1935 года, с изобретением камеры Leica с высокой скоростью кадра, появилась возможность делать динамичные снимки на реалистичном фоне. Главный редактор Harper‘s Bazaar Кармель Сноу (Carmel Snow) впервые вывела модную фотосессию на пляж.
В конце 30-х годов фотограф Тони Фрисселл (Toni Frissell) сделала первые снимки моделей в движении для Vogue. В 70-е годы в модные издания вернулась студийная постановочная фотография, после чего количество текста в них значительно уменьшилось.
В 1965 году главный редактор Cosmopolitan Элен Браун предложила известному фотографу Франческо Скавулло (Francesco Scavullo) создать новый образ журнала, более демократичный и сексуальный. Он лично выбирал моделей, обстановку, создавал модные образы. В результате он разработал знаменитый тип «the Cosmo girl», который впоследствии в измененном виде использовали многие глянцевые журналы. Франческо Скавулло работал с изданием более 30 лет. Благодаря фотосессиям в модных изданиях, стали знаменитыми многие модели – например, Vogue открыл Кристи Тарлингтон (Christy Turlington), Синди Кроуфорд (Cindy Crawford), Клаудию Шиффер (Claudia Schiffer), Наоми Кемпбелл (Naomi Campbell), Пенелопу Три (Penelope Tree) и др.
Реклама в модных изданиях
В сентябрьском выпуске Vogue 1916 года была опубликована реклама элитных товаров Perrier, Burberry и Rolls-Royce. Журнал Cosmopolitan стал печатать рекламу на своих страницах в начале 1920-х годов, когда продажи издания стали снижаться. Размещение рекламы позволило снизить розничную цену журнала и продавать его ниже себестоимости. Количество рекламы в модных журналах резко увеличилось в 70-е годы ХХ века. В настоящее время она занимает до 95% объема изданий.
Каталоги одежды
В 1932 году в Швейцарии владелец мастерской по производству пряжи Ксавье Тулемонд (Xavier Toulemonde) решил продавать свои товары через каталоги. Он создал фирму «3 Suisses», состоящую из трех посыльных. К началу второй мировой войны компания уже имела несколько филиалов в разных государствах и более двухсот служащих. Во время войны заказ товаров не пользовался успехом, но к концу сороковых годов был впервые выпущен каталог с готовой одеждой, что стало сенсацией в мире моды. Каталоги пользовались большим успехом по всей Европе.
XXI век
Интернет-глянец
В XXI веке получил развитие новый тип модного глянца – интернет-сайты, посвященные моде. Они существуют как в виде отдельных изданий, так и в качестве филиалов глянцевых журналов. Интернет-ресурсы отличаются большей оперативностью и вариативностью информации. Кроме сайтов, в XXI веке появился новый тип продаж глянцевых журналов – через интернет-подписку, когда каждый номер печатного издания можно прочитать в онлайн-варианте на экране любого электронного носителя. Также в последнее время стали популярными модные блоги, которые отличаются высокой оперативностью подачи информации, а также наличием эмоциональной составляющей.
Оставить комментарий